Перспективы использования растительных флавоноидов в синергизме с продуктами пчеловодства в лечебной косметике

Р.Г. Хисматуллин, М.Р. Хисматуллин, Л.Н. Бекеева Пчеловодческая компания «Тенториум», г. Пермь, Россия.

Флавоноиды представляют собой широкий спектр полифеноль-ных соединений, которые распространены в растительном мире. Они активно применяются в производстве пищевых добавок и в фармпромышленности! В косметическом производстве флавоноиды могут играть ведущую роль в средствах, замедляющих старение, лечение купироза, но главным образом оказывать антиоксидантное и антимикробное действие. В настоящее время изучено около пяти тысяч флавоноидов.

Эффективность флавоноидов как антиоксидантов обеспечивается их способностью «гасить» свободные кислородные радикалы, такие как супероксид, синглетный кислород, радикал гидроксила и др. Свободные радикалы часто являются причиной преждевременного старения кожи, сопровождающееся образованием кожных дефектов. Наружное применение флавоноидов, таких как кверцетин, показывает что они по меньшей мере в двадцать раз активнее витамина Сив пятьдесят раз активней витамина Е. Кверцитин - мощ-%, ный антиоксидант, встречается во многих растительных экстрактах, таких как бузина (Sambucus Canadensis), гинко-билоба (Ginko bilo-ba), зверобой (Hypericum perforatum), тем не менее кверцетин плохо растворим в обычных растворителях и при использовании его в чистом виде возникают трудности из за проблем с биоусвояемостью. Использование растительных экстрактов не всегда позволяет получить достаточную концентрацию активных веществ, увеличение количественного соотношения растительного экстракта может привести к повышению содержания нежелательных продуктов (например, сапонинов). Повысить эффективность действия растительных флавоноидов можно, используя растительные экстракты в комплексе с продуктами пчеловодства. Например, прополис - уникальный природный продукт, имеет в своем составе до 25 % фенольных соединений и обладает антиоксидантными, антимикробными и противовоспалительными свойствами. В составе прополиса выделены такие группы структурно сходных фенолов, как фла-воны (хризин, лютеолин, апигенин, акацетин), флавонолы (кверцетин, кемпферол, галангин), фенольные триглицериды, сложные эфиры. Бактерицидные свойства прополиса обусловлены содержанием органических кислот (кумаровая, феруловая, бензойная).

Сырье растительного происхождения неизбежно несет в себе присутствие микроорганизмов, а от микробиологической чистоты зависит безопасность продукта. Использование в косметических средствах экстракта прополиса позволяет уменьшить концентрацию консервантов, а в продуктах, не содержащих воду (косметические масла, мази), вообще отказаться от бактерицидных и бактериостатических агентов.

Повышение антимикробной защиты у пчелиных семей происходит не за счет способности синтезировать собственные антибиотики, а распознавая наиболее эффективные растения - прополисо-носители, и накапливая выделяемые этими растениями активные вещества, аккамулировать их в прополисе. Здесь можно смело говорить о синергизме защитных систем насекомых и растений, причем растению принадлежит основная роль в биосинтезе эффективных защитных комплексов соединений.

Было доказано, что прополис оказывает общее бактериостатиче-ское и фунгистатическое действие, главным образом на грамполо-жительные бактерии. Относительный бактерицидный эффект прополиса соответствует бактерицидному эффекту 16 е пенициллина 25 е фунгицидйна.

Таким образом, можно заключить, что экстракты растений широко используются в косметической промышленности для придания косметическим средствами дополнительных свойств. Во многих случаях биологическая активность и практическая действенность растительных экстрактов объясняется наличием в их составе флавоноидов.

В сочетании с прополисом возможно усилить положительный эффект от использования косметических средств, т.к. среди биологически активных соединений прополиса (в настоящее время идентифицировано более 100 соединений) ведущая роль принадлежит классу флавоноидов.