Краткий очерк истории фитотерапии от глубокой древности до наших дней

К.А. Трескунов
Врач-фитотерапевт, кандидат медицинских наук.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
А.С.Пушкин

Глава 1. Легендарная

Как гласит Библия:

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый.
Сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. И стали растения и животные жить в мире, помогая друг другу. Как случится со зверем какая беда, находит он травку целебную или воду живую. И исцеляют они от хворей его. Так появилась на свет фитотерапия, сначала как интуитивное знание и намного позже уже как наука о лечении травами. Человека еще не было, а траволечение уже было. Вот и получается, что травник, а потом и фитотерапевт – самые древние профессии на земле. Ну, а человек, - что человек. Физически он такой же представитель животного царства, как и все остальные. Интуитивно чувствуя пользу от того или иного растения, наблюдая за животными, как лечатся они в трудные минуты от травм ожогов, отравлений собирал он лечебные травки, запоминал и использовал на пользу себе и людям.

Внимательный читатель Библии не мог не заметить историческую правдивость и мудрость ее. Почему вначале твердь покрылась зелеными растениями (один Божеский день – это миллионы или миллиарды лет), а уже потом появилась вода. Ведь вода – это Н20. Водорода было много, а кислорода не было совсем. Как же создать кислород, его надо много, очень много. Вот Бог думал, думал и придумал: хлорофилл. Он хорошо поглощает энергию солнца и превращает ее в жизненную энергию и кислород. Ну, а кислород, соединяясь с водородом, образует воду. В общем «Конечно Бог большой художник, вначале создал подорожник, а уж потом, в часы досуга, Адама и его подругу» Тереза Дюпон-Людмила Денисова). Эта истина сотворения породила и другую, основополагающую. Первой функцией живого было питание, а уже потом Бог увидел, что кислород, это хорошо и создал дыхание, химическую энергию для ресинтеза АТФ, потенциальную жизненную энергию! Эта закономерность первичности питания объясняет, почему двенадцатиперстная кишка является центральным органом регуляции всего организма и ее болезнь – БОРО является возбудителем многих других, последующих заболеваний.

Ну, а дальше начинается легенда.

Четыре или пять тысяч лет назад до нашей эры, непроходимые леса покрывали древнюю Скифию, которая простиралась от Атлантического океана до полярных морей… Ясновидящие женщины пророчествовали под сенью деревьев… Но эти женщины, действовавшие вначале под благовидным вдохновением, сделались впоследствии честолюбивыми и жестокими… превратились в злых волшебниц. Они основали человеческие жертвоприношения, и кровь потекла безостановочно… под зловещее пение жрецов, под исступленные восклицания диких скифов…

«среди этих жрецов находился молодой человек во цвете лет по имени Рама, который тоже готовился к священнослужению, но его глубокая душа и ясный ум возмущались при виде кровавого культа…»

Рама был добрым и умным юношей. Он с детства научился распознавать целебные и ядовитые свойства растений, мог предсказывать и видеть отдаленные события и явления. Он странствовал по всей Скифии и впитывал в свой ум знания мира. В то время в Скифию, то ли с Юга, то ли с Востока проникла страшная болезнь – чума. Она уносила из жизни тысячи людей Скифии... Скифия гибла. Рама искал спасения для своего народа, но поиски не давали результата. Однажды он заснул под деревом дуба. Во сне он увидел приближающегося к нему человека, одетого в белые одежды. Он держал в руке жезл, обвитый змеей (знак Гермеса). Он звал Раму к себе и показал ветку омелы, произнеся при этом: «Вот это средство, которое ты искал от чумы.» Рама приготовил из омелы напиток и дал его выпить больному чумой. Больной выздоровел. Так он стал лечить всех больных чумой. Больной выздоровел. И вскоре погасил страшную эпидемию.

Раму скифский народ признал вождем и учителем. Он собрал молодых мужчины повел их на Восток, через Кавказ, Иран и Индию. Слава шла впереди его войска, как о спасителе от истребителей народов – чумы, холеры и других эпидемий с помощью великих целителей – растений. Посланец бога – Рама шел на Восток во главе вооруженного, здорового войска, но его встречали без страха, как спасителя, создателя рая не земле, без убийств, без болезней. На его пути всюду возникали новые культуры, новые религии, искусства, науки. Рама оставил после себя посвященных в культуру исцеления и профилактики растениями, воздействия на душу и дух, создавая внутреннюю радость жизни, веру в бессмертие. Итак, первый великий посвященный стал великим, благодаря великим целителям – Травам (подразумеваем при этом все растения).

В Индии Рама посвятил Кришну, а Кришна стал вторым великим посвященным благодаря знаниям добра и исцеления. Из Индии эти знания были переданы в Египет, великому посвященному Гермесу. Гермес уже знал более трехсот целебных трав, в том числе все острые и хронические болезни, в том числе особо опасные и инфекционные.

Свои взгляды на закономерности земных и космических превращений Гермес изложил в своем основном манускрипте «Изумрудные скрижали» (“Tabula smaragdina”). Именно они служили руководством к действию средневековым алхимикам, философам, медикам. Именно на принципы “Tabula smaragdina” опирался великий Парацельс в своих исследованиях.

Ниже приводится полный текст трактата с дословным переводом:

Tabula Smaragdina - Изумрудная скрижаль

Verum est sine mendacio, certum et verissimmum: Истинно – без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно:
Quod est inferius est sicut id quod est superius. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.
Et quod est superius est sicut id quod est inferius, ad perpetranda (praeparanda, penetranda) viracula rei unius. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
Et sicut omnes res fuerunt ab Uno, mediatione (meditatione) Unius, sic omnes res natae fuerunt ab hac una re, adaptione (adoptione). И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление
Pater eius est sol, Mater eius est luna. Солнце её отец, Луна её мать.
Portavit illud ventus in ventre suo. Nutrix eius terra est. Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица.
Pater omnis thelesmi totius mundi est hie. Вещь эта – отец всяческого совершенства во всей вселенной.
Vis eius integra est, si versa fuerit in terram. Сила её остаётся цельной, когда она превращается в землю.
Separabis terram ab igne, subtile a spisso, suaviter mango cum inqenio. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.
Ascendit a terra in coelum, iterumque descendit in terram, et recipit vim superiorum et inferiorum. Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Sic habebis gloriam totius mundi. Таким образом ты приобретешь славу всего мира.
Ideo fugiet a te omnis obscuritas. Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.
Haec est totius fortitudinis fortitudo fortis, quia vincet omnem rem sumtilem, omnemque solidam omnemque solidam penetrabit. Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.
Sic mumbus creatus est. Так был сотворён мир.
Hinc erunt adaptiones mirabilies, quarum modus est hic. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой.
Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes philosophiae totius mundi. Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.
Completum est quod dixi deoperatione solis. Полно то, что я сказал о работе произведения солнца

Следующим великим посвященным был Моисей, который благодаря пустынным и оазисным травам оберегал народ от болезней и эпидемий и вывел его в землю обетованную.

После Моисея уже в Греции траволечение развивали вначале Орфей, затем Пифагор и Платон, а основываясь на их знаниях и Гиппократ, развили и углубили культуру лечения и профилактики отдельными растениями.

Благодаря высокоразвитой фитотерапии, лечению отдельными растениями и большими сборами великий полководец Александр Македонский стал великим. Именно благодаря «солдатской траве» - тысячелистнику Александр Македонский прошел со своим огромным войском до Индии по самым опасным эпидемическим местам, но ни одной эпидемии не имел, потери от ран были минимальными. У каждого солдата в ранце был порошок тысячелистники, а вино, настоянное на тысячелистнике, у каждого офицера.

Отсюда следует важнейший вывод:

Культура исцеления с помощью трав является первичной культурой человечества.

Глава 2. Траволечение в средние века в Европе и России

В средневековой Европе в кострах сгорели носители знаний о фитотерапии: книги, врачи, знахари, «колдуны». Инквизиция переплыла океан и уничтожила в Америке культуру лечения травами. Европа погибала от эпидемий холеры, чумы, дизентерии, брюшного тифа Один Нострдамус спасал города, раздавая на площади горстями сборы трав. Его рецепты «Андромаха» и «Третьяк» состояли из пятидесяти и более ингредиентов, в основном растений. Они были эффективны не только при острых, но и при тяжелых хронических болезнях, таких, как туберкулез, рак, аутоиммунные болезни, болезни печени, поджелудочной железы.

В России травничество существовало издревле, как искусство волхвов-врачевателей. Обширные степи на юге и лесные дубравы на севере давали богатые возможности местным лекарям для лечения самых разных заболеваний. Русь всегда была богата знатоками местной природы, в том числе и травознаями. В древней Руси травознаев (зелейников) боялись, считая их чуть ли не колдунами. При встрече с ними их старались задобрить подарками, хорошо угостить, щедро заплатить за целебную траву, а подчас с ними и жестоко расправлялись.

Сбор травниками лекарственных растений всегда был связан с чем-то таинственным. Разные обычаи, связанные со знанием полезных свойств растений, бытовали в народе.

Травознаи почти никогда не раскрывали секретов о целебных свойствах трав, о времени сбора, хранили в тайне места, где росли те или иные травы.

У нас самым главным обрядовым праздником считался знаменитый Иван Купала, его называли ещё Иваном Травником. Он отмечался в пик летнего равноденствия, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. В этот день травы заканчивали свой рост и набирали самую большую силу. В ночь на Иван Купала водили хороводы, плясали и пели, зажигали большие костры, между которыми проводили скот и прыгали через огонь. По преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней. Купались в воде с "ивановскими травками" крапивой, мятой, полынью парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с "ивановскими травками" Веселым праздником был Иванов день. В 1650 г. царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купалу направлять крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие из них растут.

В Древней Руси верили, что в растениях скрывается могучая сила, и они наделены волшебными свойствами. Ими окуривали дома, наполняли ладанки, из корней вырезали крестики, и конечно же использовали в исцелении. Наблюдая за зверями и домашними животными, которые, заболевая сами отыскивая нужную травку, люди стали запоминать этот природный опыт. В Сибири можно часто наблюдать как олени (маралы) весной, набираясь сил после долгой зимы, едят корни левзеи, которую в народе так и зовут - маралий корень.

Бурятским охотники хорошо известна красная гвоздика, служащая лекарством раненным оленям для остановки кровотечения. Думаю, что каждый из вас так же замечал, как братья наши меньшие кошки и собаки бегая по траве, что-то вынюхивают, после чего, отыскав нужное растение начинают его поедать.

Так наблюдательные люди в старину, учились выбирать нужное лекарство, созданное природой. В основном в ход шли, те травы, которые росли в округе.

Умение правильно их собирать и использовать целебную силу, передавались строго по наследству как огромную ценность.

Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни волшебными травами.

Травники, строго соблюдали специальные обряды, которые сейчас давно позабыты.

Например, перед тем как отправиться собирать травы надобно было сходить в баню и одеть чистую одежду.

А непосредственно при самом сборе, перед тем как сорвать растение травник обращался к нему как к живому существу. Просил у него прощения и разрешение его сорвать.

Не даром в Японии срывая растение, даже самое неказистое, шепчут: «Прости, меня, цветок!»

Англо-саксонское молитва XVI века, произносимая при сборе целебных трав, гласила: «Привет тебе, святая трава, произрастающая на земле; в первый раз нашли тебя на Голгофе; ты излечиваешь от любых ран; собираю тебя во имя кроткого нашего Иисуса Христа».

Употребляли травы бережно и только по назначению. А остатки не выбрасывали, а закапывали или отдавали животным.

Соблюдение таких обрядов по поверьям усиливало свойство собираемого растения.

А пренебрежение ими грозило исчезновению волшебной силы травы.

Известно, что многие наши цари боялись отрав «зельем», в частности отравы боялся Борис Годунов. Он требовал, чтобы в присяге, которую ему давали бояре, говорилось: «В явстве и питье, в платье или ином чем ему (государю) напасти не учинять: людей своих с ведовством, да и со всяким лихим кореньем не посылати». А при царе Михаиле Федоровиче сбор каких-либо трав был запрещен всем под страхом заточения в темницу. Зато сын его, царь Алексей Михайлович, в 1650 году приказал в ночь на Ивана Купалы выслать крестьян на пасеки за «свороборинным цветом, мягкою травою, дягилем и другими целебными травами».

Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. По всем миру стали появляется первые ботанические книги, их называли "цветники". Такие древние энциклопедии ценились на вес золота.

Например, книга Шен-Нуня, написанная около 5 тыс. лет назад. В ней приводится 230 видов лекарственных растений, известных в Древнем Китае. Уже в то время китайцы знали, о целебных свойствах женьшеня и эфедры. А в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии вместо книг были глиняные таблички с клинописью. Среди них 33 были посвящены описанию лекарственных трав.

Не редко и сейчас к таким древним записям прибегают современные учёные для того, чтобы понять секрет какого-либо растения. Ведь мир растений ещё далеко не изучен. Сейчас определенно, около 2500 растений, имеющих лекарственное значение, к практическому применению допущены только 600.

Тем не менее, собирая и приумножая традиции древних волхвов-врачевателей, древние монахи основывали при монастырях свои школы и больницы. Еще в IX веке на Руси существовали семейные школы "лечцов", история сохранила имена первых врачей Иоанна Смера, Агапита, Петра Сиранина.

Святой Агапит Печерский. Покровитель травников на Руси

Ярослав Мудрый подписывает устав Киевско-Печерской Лавры

В 1051 году монахом Антонием из Любеча была основана Киевско-Печерская Лавра. Было это при Ярославе Мудром, который и утвердил первый Устав Лавры. Племянник Владимира Мономаха Давид Святославович правил в Чернигове. Сын его Святослав, который в 1107 году оставил княжение, семью и ушел в Киево-Печерский монастырь. Пройдя послушание, он принял постриг с именем Николай. Больше известный как Никола Святоша Печерский, он отдал все свое имущество на благо Черниговского Елецкого и Киево-Печерского монастырей.

На основе его библиотеки, которую он прихватил с собой, была создана монастырская. На его средства в 1108 году была сооружена Троицкая надвратная церковь и ныне украшающая ставший Лаврой монастырь Он же основал первую на Руси монастырскую больницу с церковью во имя Святого Николая и помогал в лечении.

Первые упоминания об использовании народных средств и лекарственных растений в медицинских целях относятся к 1113 году, когда на Руси правил Владимир II мономах. В эти давние времена лучшими в искусстве врачевания были врачи из Армении, у которых на вооружении были отличные народные средства от многочисленных болезней.

Пантелеймон-Целитель

Целый ряд руководств по траволечению был составлен монахами, которые прибыли из Афонского монастыря в Киево-Печерскую лавру. В своих народных средствах они использовали опыт Гиппократа, Галена, Пантелеймона-Целителя.

Одним из тех монахов был некий Фалимирж, труд которого, под названием «О травах и их действии», используют и в настоящее время.

Начиная с XVI века, в России существует печатная литература по фототерапии. Вначале это были переводы зарубежных медицинских книг и русские «травники".

Затем в Московском Кремле был организован особый аптекарский приказ. При нем состояли специальные травники, которые составляли первые русские гербарии, проверяя свойства неизвестных трав. Аптекарский приказ управлял закупкой и разведением лекарственных растений в "аптекарских огородах". Травники ездили по России, собирая травы, описывая их особенности и свойства. В ряде городов существовали специальные "зелейные дворы" - склады лекарственных растений. В XVI в. крестьяне подмосковных сел стали платить лекарственными травами оброк царю и боярам.

Глава 3 Расцвет фитотерапии в России

Расцвет фитотерапии в России пришелся на время Петра I. Собирали и продавали в аптеках не только дикорастущие растения, но и выращивали их на специальных «аптекарских» огородах.

В XVII в. при Аптекарском приказе уже была создана целая библиотека, в которой имелось более 500 рукописей по лечебному применению растений

Обучали основам фототерапии, начиная с 1654 года, в медицинской школе для подготовки военных врачей и аптекарей из русских в Москве, а с 1798 г - в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В своей практике русские врачи всегда широко применяли отечественные лекарственные растения, первые государственные промышленные заготовки которых начались еще в 1630 году. В 1713 г в Санкт-Петербурге по указу Петра I был заложен аптекарский огород.

В 1783 г. опубликован труд профессора Николая Максимовича Амбодика "Врачебное веществословие или описание целительных растений, во врачевстве употребляемых".

Армия при Петре I и в последующем не только вооружалась современным оружием, но и лечились травами, т.е. лекарственными растениями. Армия была здоровой, поэтому одерживала победу за победой над хвалеными европейскими армиями. Особенно больших достижений в лечении больных и раненых достигла фитотерапия при Екатерине II, Павле I, Александре I. Александр Васильевич Суворов был великим, непобедимым, только побеждавшим полководцем именно потому, что считал себя учеником Александра Македонского. Он, его врачи, лечили армию, больных и раненых только травами. Так, в приказе А.В.Суворова «О подготовке в полках ротных фельдшеров и их помощников и о мерах сохранения здоровья солдат.» от 31 октября 1793 года Суворов приказывает

«1-е – выбрать по одному из роты во образе ротных фельдшеров и к ним же по одному молодому солдату или средних лет, проворных, умных, твердых, трудо и человеколюбивых, понятных, из таких, сколько можно, кои прежде в их селениях некоторое исполнение в том имели, то есть до определения их в службу. Всего же нужнее им показывать врачебные, многократно дознанные в пользовании больных растения, медицинским полковым чинам, которые также обязаны самонужнейшим правилам хирургическим прилежно их обучать…

  • Исправлением и очищением крови, сколько возможно, растениями, а наипаче еще такими, которые удобно можно набрать в России, не касаясь минеральных лекарств и иностранных.»

Он приказывал каждому солдату и офицеру иметь в ранце порошок из тысячелистника. Результат такого простого, доступного, дешевого лекарства, можно сказать в «кармане» каждого. В бою и вне боя – здоровая, только побеждающая армия.

Выдающимся Русским ученым-энциклопедистом XVII века был Андрей Тимофеевич Болотов. Именно он начал издавать журнал «Экономический магазин, или собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и ответов, относящихся до земледелия, скотоводства, до садов и огородов, до лугов, лесов, прудов, разных продуктов, до деревенских строений, домашних лекарств, врачебных трав и до всяких нужных и неизбежных в городским и деревенским жителям вещей». А.Т. Болотов опубликовал более 500 статей о лечебных богатствах страны.

Именно он, впервые, опубликовал ботанические описания сорных, лекарственных и культурных растений России. Были у А.Т. Болотова и свои аптекарские огороды, где выращивались лекарственные травы для личного и широкого применения.

Николай I, ненавидя все Екатерининское и Суворовское, запретил применять травы в армии и народе. Приказал включить в клятву врача клятву применять только те лекарственные средства, которые применяются в Европе. В результате этой губительной реформы в арсенале армейского врача остались только рвотные препараты, слабительные клизмы и кровопускания. Результат – один здоровый на 500 больных и поражение в Крымской войне. В то время, как при Суворове пропорция была обратной – один больной на 500 здоровых солдат. В армии практически не было сепсиса, перитонита, эпидемий. А ампутации проводили только в критических случаях. В общем, ни один враг не нанес русской армии такого поражения, как Николаевская реформа медицины.

В 1858 г. был издан первый учебник Ю.К. Траппа по фармакогнозии на русском языке. В 1862 году врач Иван Кашинский опубликовал "Русский лечебный травник, или описание отечественных врачебных растений, целебными качествами заменяющих чужеземные, и употребляемых для лечения внутренних и наружных болезней". Развитие и становление русской школы фитотерапии происходило "на стыке" европейской и восточной традиций благодаря усилиям выдающихся ученых и врачей:

Н. Максимовича-Амбодика, А.П. Нелюбина, Ю.К. Траппа, И. Кашинского, П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.Я. Озерецковского, В.А. Тихомирова, Н.И. Анненкова, Г. Драгендорфа, Г.А. Захарьина, П.Н. Крылова, С.П. Боткина, О.В. Забелина, А.П. Пеликана, П.А. Бадмаева, И.П. Павлова, Н.П. Кравкова и многих других.