Психология траволечения

Б.А. Султанбеков
В.Ф. Корсун

Введение: Траволечение, травничество, фитотерапия относятся к древнейшим методам лечения. Тысячи лет назад люди уже знали о целительных свойствах растений и использовали их для лечения и оздоровления души и тела человека и домашних животных. Проходили годы, века, тысячелетия, но Царство растений неизменно служило и служит человечеству.

Траволечение, или фитотерапия прошла проверку временем и доказала свою эффективность, доступность, простоту и естественность. Это очень мягкий способ лечения при разнообразных острых и хронических заболеваниях.

Этому методу лечения и оздоровления приходится конкурировать со «всемогущественными» натуральными биологически активными добавками к пище, химиотерапией транснациональных фармацевтических компаний и самое главное - бороться с человеческим незнанием, неверием, негативизмом в лечебную силу растений.

Если незнание можно устранить посещением курсов, читкой газет, журналов, книг, просмотром телевизионных специальных передач типа «21 -й кабинет», передачи на 1-м или 2-м телевизионных каналах, то неверие, негативизм иногда обусловлен непониманием психологии траволечения. Имеются и случаи и чрезмерного увлечения лечебными травами, особенно если люди активно занимаются вегетарианством.

Собственные соображения: В своей работе мы хотели кратко остановиться на вопросах психологии травничества и постараться ответить на такие вопросы, как: Почему люди обращаются к лечебной силе растений? Неужели у нас не хватает врачей, медицинских сестер, лекарств? Почему они едут за многие километры, в другие регионы, а иногда и страны, чтобы попасть на прием к травнику? Почему они тратят время, деньги на поход за травами? В чем причина этого явления, которое с каждым годом все увеличивается?

В настоящее время человечество практически «варится в фармацевтическом котле» и становится все более и более зависимым от синтетических лекарственных препаратов. Ежедневно появляются десятки различных, новых искусственных средств. Однако это не приводит к выздоровлению, продолжается рост болезней, в первую очередь, хронических, которые плохо и трудно лечатся.

Траволечение, как наука и вид медицинской деятельности, должна основываться на использовании определенных принципов, которые сложились на протяжении последних десятилетий (В.Г. Пашинский, 1995). Эти принципы определяют "место фитотерапии в общей системе лечения больных.

Если знание принципов травничества известно многим специалистам, то не все травники придерживаются понятий, связанных с движением планет. Имеется довольно четкий перечень растений, соотнесенных с двенадцатью знаками Зодиака. Можно лечить заболевания головы растениями Овна, горла, бронхов и нервной системы - растениями Близнецов, сердца - растениями Льва, тонкого кишечника - растениями Девы, почек и поясницы - растениями Весов, толстого кишечника - растениями Скорпиона, печени, крови, бедер - растениями Стрельца, голеней и гормональные болезни - растениями Водолея, стоп и нервно-психические расстройства - растениями Рыб. В каком высшем или средне-специальном медицинском учреждении этому учат? А это необходимо, и большинство травников четко разбираются в этих соотношениях. Это один из примеров недостатка в подготовке медицинских кадров.

Вторым примером может служить взаимозависимость между сбором трав, приготовлением настоев, настоек и фазами Луны. Никто из грамотных людей не отрицает такого явления как приливы и отливы в море. Подобные явления происходят и в человеческом организме.

Таких примеров можно привести довольно много. И каждый из них оказывает определенное влияние на эффективность лечения.

Одним из важных принципов травничества является индивидуальность назначения тех или иных растений. Надо обязательно индивидуализировать использование лекарственных растений: лечат не болезнь, а больного. Выдающийся русский терапевт М.Я. Мудров говорил: «Врачевание не состоит в лечении болезни... Врачевание состоит в лечении самого больного». И далее: «Каждый больной, по различии сложения своего, требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же».

Но в таком случае нынешняя формулярная система лечения больных -это абсолютная рекомендация, а не ориентировочная схема лекарственного лечения, ограничивающая тактику врача. При ее применении в каждом конкретном случае возникают трудности, и перед врачом стоит дилемма. Выполнять строгие предписания формулярной системы здравоохранения или учитывать форму и стадию болезни, особенности обмена веществ, массу тела, сопутствующие недуги, а также (и не в последнюю очередь) привычки и вкусы больного, если они разумны и не наносят ущерба здоровью.

Говоря об индивидуализации лечения, необходимо принимать во внимание непереносимость и аллергию к тем или иным препаратам.

Лекарственные растения каждый травник, каждый целитель индивидуально подбирает интуитивно или на основе собственного опыта и опыта его предков. Нередко азы травничества передаются из поколения в поколение (в государственной, классической медицине это рассматривалось как семейственность, клановость). Особенно это отмечается в странах Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Киргизии).

У травников довольно развито чувство интуиции. Он может на расстоянии (как он говорит, автоматически) определить, какую траву, сбор или фитопрепарат назначить. Разговор с пациентом у него может продолжаться не те 10-15 минут, которые определены Минздравом Российской Федерации имеются в распоряжении у врача поликлиники, а значительно дольше.

Растения, которые не относятся к категории магических, в действительности обладают не меньшей силой при их правильном применении, вере в целительную силу и позитивной программе. Кроме того, всегда принципиально важно: кто собирает, как собирает, для кого собирает, для чего собирает? И меня нередко спрашивают, где я учился травничеству, кто родители и занимались ли они травничеством?

Вера в лечебную силу трав сохранилась и в настоящее время, особенно в сельской местности, что желательно учитывать при подготовке врачей в периферийных медицинских университетах и академиях. Студенты довольно часто выросли на лоне природы, являются выходцами из сельской местности. Им близки запросы будущих пациентов.

Эта вера в силу трав в настоящее время имеет и объективные причины, которые появились в последние 15-20 лет. К ним относятся все возрастающая резистентность (не чувствительность) особенно со стороны антибиотиков и некоторых химиопрепаратов, особенно при лечении онкологических, урологических, кожных и эндокринных заболеваний. К причинам разочарования в современной медицине можно отнести и все более частую аллергию на химиопрепараты в сравнении с препаратами из растений. Можно также отметить и рост неэффективности лекарственных средств, обусловленных тем, что химиопрепараты из ряда зарубежных стран поступают в Россию, как в страну третьего мира (как в страны Африки, Южной Америки), нередко непроверенные на качество или нередко фальсифицированные.

Все это заставляет пациентов обращаться к травам, травникам. Надо учитывать, что растительные препараты отличаются дешевизной при нашей экономической ситуации в стране. Можно представить, стоимость 100 г сердечного сбора трав для пожилого пациента, страдающего артериальной гипертонией, бессонницей составляет 30-40 рублей на 1,5 месяца непрерывного приема в виде настоя трав. В то же время композиция из 3-х химиопрепаратов по таким же показаниям будет равна около 500-800 рублей при нищенской пенсии. Вот и выбирают пожилые люди то, чем лечились их родители 50-60 лет назад. Вот вам и пример психологии выбора. Убеждения о высокой эффективности химиопрепарата в данной ситуации при нередких случаях фальсификации их мало эффективны.

Лечебный эффект лекарственных растений не только определяется их биологическим и биохимическим составом. Значительная роль в их действии определяется и группой психотерапевтических воздействий, оказывающих влияние на комплекс (исполнительность пациента перед врачом: какое лекарство принимать, как часто и сколько времени, до или после еды и пр.). По современным данным, комплекс рядового пациента в домашних условиях составляет около 26%, т.е. через 3-4 недели все, что назначил врач продолжают принимать лекарства каждый четвертый, а остальные по тем или иным причинам прекращают их прием. Почему так происходит - это во многом зависит от психологии больного.

К травникам довольно часто обращаются люди, сознательно сделавшие выбор в пользу лечения травами и потерявшие надежду на другие методы. И в том и в другом случае они верят, что им помогут. Травы любимы народом, воспеты в различных песнях, сказаниях и рассматриваются как добрые друзья, способные только помочь, но не причинить вред (С.Н. Турищев,1999).

Травник проводит с больным настраивающую беседу, разъясняет, как вести себя, как обращаться с травами, рассказывает об их действии, способах применения, чем исподволь побуждает пациента начать работу над собой. Ритуал приготовления лекарственных форм (настой, отвар, напар, настойка), регулярность приема лекарств очень дисциплинирует. Пациент трудится, а значит, повышается при этом исполнительность его перед врачом. Надежда и работа над собой - мощные психотерапевтические и лечебные факторы.

Нельзя забывать и биоэнергоинформационное воздействие при объяснении программы лечения, часто сопровождающемся передачей лекарства (например, сбора трав). Один и тот же состав трав, полученный из рук разных целителей, может иметь различную эффективность. Приготовленное для данного пациента лекарство далеко не всегда может помочь другому больному с тем же заболеванием. Душевное состояние, настрой травника, его отношение к больному существенно влияют на результат лечения. Каждый специалист по травам довольно часто отмечал эти психологические феномены. Можно сравнить это с подарком или букетом для любимой: иногда и слова не нужны, и не очень важно, каков букет.

По наблюдениям автора, успешно занимаются травничеством, в основном, высокочувствительные люди, любящие и знающие природу, стремящиеся к знаниям. На высоком чувственном уровне травник совмещает свои ощущения и знания о растения с профессиональным, целостным восприятием больного

Обычный врач действует несколько формально, так как назначает лекарства, изготовленные не для конкретного больного, а для больных вообще. Конечно, всегда были и будут нужны универсальные средства, но каждый пациент неповторим - это общеизвестно.

Молитвы - это, образно говоря, компьютерная программа (правильнее, информацитонно-полевой алгоритм), которая, будучи введена в тонкие структуры организма, вызывает в нем определенные изменения, чаще положительного характера. Доказано, что растения, в том числе и лекарственные, обладают биопотенциалами, которые можно измерить, записать с помощью определенных технических средств. При сборе лекарственных растений грамотный травник нередко произносит слова заговора или словесной молитвы: «Матушка, родная земля, знаю: ты щедра. Позволь травушку домой унести, здоровье обрести».

Все россказни о наговорах, заговорах, внушениях и так далее - это не пустые бредни: генетический аппарат человека действительно на них реагирует. Не только ячмень или пшеницу могут вылечить слова, они могут «испортить» или вылечить людей.

«С точки зрения квантовой генетики, - утверждает российский профессор, основатель квантовой генетики Петр Гаряев, - на человека можно воздействовать на уровне фундаментальных качеств личности, его психики. Их можно исказить при длительном и сильном воздействии. Дело в том, что наш мозг - это в основном нейроны. А в нейроне важнейшая часть - клеточное ядро, то есть ДНК. И если вы создадите необходимые условия и войдете в поле другого человека, вы можете вводить в него любую информацию. Человек на нее отреагирует, в том числе и его генетический аппарат».

Исходя из этого, травники, целители любят, чтобы пациент сам пришел к нему, рассказал про свои беды. В таких случаях назначенные травы в виде определенного алгоритма помогут больному. Больному помогают с тех пор, когда больной собрался идти к целителю, пришел или приехал, иногда из далеких весей, нашел травника и получил все, что необходимое для его здоровья. Заочное лечение менее эффективно.

Это своего рода психологический подход к проведению лечения, но без него результат от лечения не всегда наступает, даже если травы выдавались многим больным от подобных болезней. Психологический настрой, как раньше говорили - молитва с просьбой о здоровье, во многом определяет результативность и эффективность траволечения. В аптеке этого нет. Там все диктует принцип бизнеса - как подешевле купить и как подороже продать.

Выводы: Травничество (фитотерапия) возникло давно и имеет свои исторические традиции. Вера в целительную силу растений подкрепляется создавшимися социально-экономическими условиями жизни, особенно лиц пожилого возраста и живущих в сельской местности. Психологию травника, травничества, специалиста по фитотерапии при правильном государственном подходе надо учитывать при подготовке врачебных кадров, проведении компаний по расширению знаний о здоровом образе жизни, начиная со школы и проводя их систематически во всех СМИ.

Литература

Корсун В.Ф., Корсун Е.В. Энциклопедия фитотерапии. - М., 2006. Пашинский В.Г. Лечение растениями. - Томск, 1993. Турищев С.Н. Введение в фитотерапию. - М., 2001.

Abstract

Sultanbecov B.P. Psychologia plantmedicals// Abstr. Internac. congress. phytо-terapeutic. - M.,2006. - р,

Травничество (фитотерапия) возникло давно и имеет свои исторические традиции. Вера в целительную силу растений подкрепляется создавшиеся социально-экономические условия жизни, особенно лиц пожилого возраста и в сельской местности. Психологию травника, травничества, специалиста по фитотерапии при правильном государственном подходе, надо учитывать при подготовке врачебных кадров, проведении компаний по расширению знаний здорового образа жизни, начиная со школы и проводя их систематически во всех СМИ.