Ишемическая болезнь сердца. Описание фитотерапии конкретных случаев

К.А. Трескунов

В июне 1985 года в мой кабинет вошла задыхающаяся пожилая женщина. Она не могла выговорить слова: ей не хватало воздуха. Я встал, помог ей сесть на стул и начал листать пухлую амбулаторную карту. Мне быстро стало ясно, что Екатерина Ивановна Сергеева, 1923 года рождения, очень тяжелая сердечная больная.

В 1979 году она впервые обратилась по поводу болей в сердце. Был установлен диагноз атеросклеротический карди­осклероз. С декабря 1983 года начались частые приступы стенокардии напряжения и покоя. Затем присоедини­лись приступы мерцательной аритмии с резкоучащенными сердечными сокращениями и гипертонические кризы с повышением артериального давления до 200/110. К лету 1984 года развилась выраженная сердечная не­достаточность II Б степени, одышка в покое, особенно при малейшем движении, отек нижних конечностей, увеличение печени. Ночью часто просыпалась от тяжелого удушья с мучительным кашлем (сердечная астма). Почти каждую ночь вызывали "Скорую". Многократно попадала в реанимационное отделение, азатем перевелась в терапевтическое отделение и лежала там по месяцу и больше. За год шесть раз лежала в больнице. Дома постоянно принимала кардарон, сустак, изоприн, финаптин, тазепам.

В мае 1985 года назначен сбор: лист трилистника водяного, трава зверобоя продырявленного, цвет и лист одуванчика лекарственного, каштана конского, трава тысячелистника обыкновенного, пустырника пятилопастного, кора вербы козьей, трава горца птичьего, хвоща полевого, лист бере­зы белой, цвет боярышника колючего, ноготков лекарственных.

Одну столовую ложку сбора заварить пол-литром кипящей воды. Настаивать один час. Процедить. Пить по полстакана четыре раза в день: за 15 минут до еды и перед сном.

Уже на шестой день почувствовала некоторое облегчение, уменьшилась одышка, сердцебиение, реже возникали приступы загрудинных болей. В июле дополнила сбор пятью частями травы донника лекарственного.

С июля по октябрь 1985 года пила полный сбор. Чувствовала себя значительно лучше. Приступов стенокардии и мерцательной аритмии совсем не было. Не возникали отеки и одышка. Артериальное давление не повышалось выше 150/90. Свободно работала на садо­во-огородном участке, копала лопатой землю. Носила тяжелые сумки с продуктами.

С 3 октября по 8 октября 1985 года перенесла нервное потрясение: у сына обнаружили язву желудка, долго не могли найти лекарство. Восьмого октября 1985 года возник приступ загрудинных болей, учащенные, неправильные сердцебиения. Три дня лечилась в реанимации, затем до 12 декабря в терапевтическом отделении. Сбор трав не пила. Приняла десять капельниц и 15 инъекций рибоксина, камфару на ночь, много различных таблеток. После выписки домой было плохо (с 12 декабря по 12 декабря 1985 года): слабость, сонливость.

15 декабря был назначен сбор: трава зверобоя продырявленного, лист трилистника водяного, цвет ро­машки аптечной , лист подорожника большого, брусники обыкновенной. цет, лист одуванчика лекарственного, каштана конского, кипрея узколистного, плод шиповника собачьего, тра­ва пустырника пятилопостного, тысячелистника обыкновенного, донника лекарственного, кора вербы ко­зьей, лист березы белой, мяты перечной, земляники лесной, трава горца птичьего, хвоща полевого, цвет боярышника колючего, ноготков лекарственных. Приготовление и прием настоя прежние.

С 16 декабря по 25 декабря 1985 года чувствовала себя хорошо, одышки и приступов не было, могла свободно ходить. 26 декабря 1985 года появилась одышка при ходьбе, вынуждена была останавливаться. Обострился тромбофлебит глубоких и поверхностных вен нижних конечностей, появилась пастозность голеней. В связи с неполным излечением сердечной недостаточности (одышка при ходьбе) и обострением тромбофлебита усилен в сборе мочегонный эффект с помощью одуванчика лекарственного и горца птичьего (одуванчик с 3 до 9 частей, спорыш с 5 до 9 частей). Для предупреждения и лечения тромбофлебита и восстановления эндотелия (внутренней оболочки кровеносных сосудов) увеличена концентрация донника лекарственного от 3-х до 5-ти частей и дополнительно включена трава донника белого (четыре части).

После этого одышка и отеки исчезли. Улучшился сон, перестала принимать снотворные таблетки и без них хорошо спала. Почувствовала себя человеком. Тромбофлебит больше не обострялся.

С 16 по 25 марта 1986 г. перенесла грипп с высокой температурой до 39°. 28 марта возник приступ мерцательной аритмии, который быстро был купирован. Больше не обращалась.

Прошло почти десять лет. В апреле 1993 года, подбирая примеры для демонстрации лекции по клинической фитологии и фитотерапии болезней сердечно-сосудистой системы, я вспомнил про Екатерину Ивановну. С замиранием сердца на­брал номер ее телефона, страшась трагического сообщения. К моему радостному удивлению Екатерина Ива­новна сама подошла к телефону и на мои вопросы ответила:

-Да вот я почти ослепла, никуда не хожу, даже в магазин не могу пойти -услышал я немного хрипловатый, но бодрый и ровный голос, без задержек из-за одышки.

  • А что у Вас с глазами, как сердце?
  • У меня катаракта обоих глаз, сделали в сентябре 1991 года операцию, но зрение только ухудшилось. А с сердцем неплохо. Редкое сердцебиение. Пью только кардарон.
  • А травы пьете? - Как же, все время пью. У нас в Макарове дача. Там и собирает муж мне травы по Вашему сбору. Спасибо Вам.

Прошло еще два года, четыре месяца и десять дней. На календаре 16 августа 1995 года. Надо заканчивать рассказ о тяжелой больной Екатерине Ивановне. Набираю номер. Берет трубку она.

  • Здравствуйте. Екатерина Ивановна. С Вами говорит доктор Трескунов Карп Абрамович. Как Вы живете?
  • Плохо, замучили приступы мерцательной аритмии.
  • А травы пьете?
  • Нет, не пью. Муж умер. Раньше он собирал травы и делал сбор, а теперь некому. Я не вижу, сын в Москве, бывает редко. Вот "Скорую" и приходится вызывать часто.

Я расстроился, рассказал ей, как добыть готовый сбор и настойчиво попросил продолжать фитотерапию..