Уроки истории, не ставшие уроками или рецензия на книгу Т.И. Грековой "Тибетская медицина в России: История в судьбах и лицах"

К.А. Трескунов

(Санкт-Петербург 1998)

В своём вступлении "от автора" Татьяна Грекова справедливо сетует, что не только представители так называемой народной медицины, целители, знахари, но и учёные-историки медицины не интересуются историей врачебной науки Тибета. Мало того, учёные медики, отвергая существование особой врачебной науки Тибета, приводят "вздорные и нелепые доводы".

Такое отношение к врачебной науке Тибета, как и к фитотерапии - основной её составляющей, имеет свои исторические корни. В древнем Египте, древней Греции, древнем Риме с помощью растений успешно справлялись с тяжёлыми болезнями, эпидемиями. Причём лечили не только отдельными растениями, но и большими сборами. В средние века в Европе сожгли знахарей, колдунов, врачей-фитотерапевтов, а заодно и все книги по фитотерапии. В арсенале лечения остались клизмы, рвоты, кровоспускания, пиявки, банки. В результате - вымирающие от эпидемий города и массовая гибель от заражения крови даже при пустяковых ранах. Александр Суворов и Михаил Кутузов, ученики Александра Македонского возродили фитотерапию в армии, тем самым создали самую здоровую и самую победоносную армию в мире. Европа в это время, делая великие открытия в области биологии, физиологии, анатомии, патологии, оставалась бессильной в лечении и профилактике: Пётр I, Екатерина II, Александр I поощряли усилия по возрождению фитотерапии и изучение врачебной науки Тибета. Но наступило царствование Николая I. Он не только загнал в подполье, а просто уничтожил в армии все суворовское и кутузовское, и прежде всего лечение и профилактику растениями. И что получил через 10 лет царствования?! "Из отчёта, например, действующей армии за 1835 год видно, что из двухсот тысяч человек умерло одиннадцать тысяч, то есть каждый двадцатый... При Суворове на пятьсот человек здоровых был один больной, теперь же на пятьсот человек больных был один здоровый... Огромная армия есть выражение не силы, а бессилия государства, и для чего эта громадная армия, когда она исчезает от болезней, когда она, можно сказать, съедает благосостояние государства без пользы и славы для империи" ( Георгий Чулков "Императоры". М. 1991г. стр. 198 ). Инквизиция Николая I была настолько глубокой, что даже великий писатель Лев Толстой в "Войне и Мире" показал своё невежество, описывая умирающих без лечения раненых.

После Николая I пришло царство Александра II, и сразу в столицу привезли Тибетскую медицину. За ним Александр III и Николай II взяли под свою защиту, как своих детей, Александра, а затем Петра Бадмаевых. Цари дали им возможность лечить больных, перевести "Жид-ши" на русский язык, но и они не сумели преодолеть сопротивления медицинского совета, так и не признавшего врачебную науку Тибета. Сталин довершил то, что начали инквизиция, Николай I, медицинский совет. Он расстрелял или замучил в тюрьмах тибетский народ и, прежде всего, последних носителей врачебной науки Тибета. Именно трагическая история гибели Тибетской врачебной науки в сталлинскую эпоху является основным стержнем книги Т.И. Грековой. Эта книга является художественным произведением, т.к. в ней ярко представлены судьбы, страдания, благородные стремления малого талантливого народа и его лучших представителей. Эта книга одновременно является глубоконаучным трудом профессионала-историка и биолога. Скелет книги ~ многочисленные документы, расположенные в хронологическом порядке. Эти документы сохранились в глубине архивов УФСБ Санкт-Петербурга и Российского государственного исторического архива. Науководство этих закрытых органов, видимо, предоставило полную свободу Т.И. Грековой в подборе и изучении документов о жизни Бадмаевых и Тибетской медицины. Руководители органов ФСБ искали возможность хотя бы таким образом покаяться за преступления своих предшественников. Они проявили глубокое уважение и доверие к Татьяне Грековой. А мы, читатели, благодарим их за доверие.

Полтора века Бадмаевы героически боролись за внедрение врачебной науки Тибета в Россию и Европу. Александр Александрович Бадмаев прожил счастливую жизнь, как приёмный сын царя. Жизнь Петра Бадмаева протекала в постоянной, безрезультатной борьбе с официальной медициной. Пришла Советская власть и замучила его в тюрьмах. О Николае Бадмаеве ничего не было известно. Три его сына о своём отце ничего не могли сказать, т.к. даже одно слово могло стоить жизни. Внук Петра Бадмаева - Б. Гусев издал две прекрасных повести в журнале "Новый мир". В них он вложил свою душу. Комментарии Т.И. Грековой дополнили, уточнили многие моменты из жизни, и органически вошли в книги Гусева.

Но Б. Гусев не мог и похоже не хотел писать о жизни, борьбе и муках Николая Николаевича Бадмаева. Не только потому, что совершенно секретные документы были ему недоступны, но ещё и потому, что родной его дед был плохого мнения о своём племяннике.

Б. Гусев - талантливый писатель, он раскрыл свою душу, и первым сделал величие врачебной науки Тибета достоянием широкого круга читателей. Мы благодарны ему за это. Мы также благодарны Т. Грековой за полное и глубокое освещение героической жизни Николая Николаевича Бадмаева. Его самоотверженная борьба за слияние тибетской и европейской медицины в единое целое вдохновляет современных врачей и учёных-медиков. Наш священный долг осваивать сборы растений средней полосы, в основном широкораспространённых сорняков, аналогов по химическому составу тибетским., индийским, монгольским, дорогостоящим и недоступным. Существенно отметить, что с точки зрения соотношения микроэлементов в живом организме полезно использовать в фитотерапии растения, распространённые или специально выращенные в установившейся экологической среде обитания человека.

Накопленная нами и обработанная компьютерная база фитотерапии на основе растений средней полосы подтверждает данные центра тибетской медицины им. П. Бадмаева. Опубликованные нами статистические данные показывают, что у лёгочных больных (бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония) наступает выздоровление, прослеженное от года до 20 лет, у 70% взрослых, от 90% (мальчики), до 100% (девочки).

79% онкологических больных, леченных фитотерапевтически совместно с операцией и химиолучевой терапией, доживают три года и более.

71% переживают 5 лет. Современная клиническая фитология, как и врачебная наука Тибета, как и врачебная наука Авиценны, основана на этиологии, патогенезе, симптомах, синдромах и обобщённом понятии болезнь. Мы, ещё не зная врачебной науки Тибета, пришли к выводу, что острые болезни можно лечить небольшими сборами из 5 трав, хронические - большими сборами по 50-70 растений.

К сожалению, о старшем сыне Николая Николаевича Бадмаева -Михаиле Николаевиче Бадмаеве написано очень скупо. Между тем он был герой Великой отечественной войны, врач-учёный и разносторонне талантливый человек. Он и музыкант-импровизатор, он и художник, он и поэт. Своё благородство, сдержанность, доброту и терпение он унаследовал от матери. О ней ничего не сказано в книге, хотя трагическая жизнь жены Н.Н. Бадмаева накладывает на него тень. Но её жизнь-жертва тоже подвиг и память о ней должна быть сохранена у поколений.

Изменилось ли что-нибудь в теперешнее время? Да, можно писать и издавать свободно книги, создано в Москве Регионарное общество фитотерапевтов, Международное общество «вместе против рака». На них можно выступать с докладами... И всё же: врачебную науку Тибета, фитотерапию, клиническую фитологию официально не признали как принадлежащие медицине. По-прежнему в государственном реестре нет слова «фитотерапия», «фитотерапевт». В третьем издании БМЭ нет статьи под названием «фитотерапия». Нет этих слов и в медицинских учебниках, справочниках. Журналы Издательства Медицина не печатают статьи по клинической фитологии и фитотерапии, о врачебной науке Тибета. До сих пор клиническую фитологию, фитотерапию, врачебную науку Тибета отправляют в «народную», традиционную, альтернативную медицину, знахарство, колдовство и т.д. подальше, подальше от медицинской науки. РМА боится как чёрт ладана этой древнейшей культуры лечения.

Дважды академик Е. Чазов, будучи Министром здравоохранения, издал директивное письмо с требованием внедрить фитотерапию, фитотерапевтов во все лечебные и учебные учреждения... Е. Чазов незамедлительно был отправлен в отставку. А про письмо тут же забыли и до сих пор не вспоминают. Обвинять Министра здравоохранения бесполезно. Есть силы над ним хотя формально подчинены ему, их скрытая власть отработана давно. Инквизиция продолжается!

Исторические корни враждебного отношения к лечению растениями уходят в глубину не столетий, а тысячелетий. «Язычество, общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии» (см. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка МЛ 997. с.917). На самом деле к язычеству теизм отнёс не только первобытное общество, но и высоко развитые древнеегипетскую, древнегреческую и древнеримскую культуры. Язычество, а вместе с ним его главное достояние культура лечения и профилактики растениями, было целиком отвергнуто теизмом. Западная Европа, средневековая инквизиция не только отвергла фитотерапию, но уничтожило её на кострах, обозвав знахарством, колдовством, шарлатанством, суеверием. Открыв Америку, уничтожили и там фитотерапию, как культуру лечения и профилактики. Лишь Восток, свободный от инквизиции породил Авиценну, который сохранил в своих книгах большие сборы трав «Андромаха» и «Третьяк». Авиценна считал их настолько совершенными и действенными (каждый сбор включал 50 и больше трав), что малейшее изменение портило их окончательно.

Автор книги Грекова Т. умерла в 2005 году. Память о ней должна сохраниться в наших сердцах навеки.