Памяти Анатолия Кирилловича Дубровского

К.А. Трескунов

21.09.05 года умер врач, талантливый хирург, ученый, доктор медицины и Академик Российской Академии Естественных Наук. Анатолия Кирилловича помнят и будут помнить всю свою жизнь сотни и тысячи людей в Черноголовке, Ногинске, Москве, Сибири, которым он спас жизнь. С Анатолием Кирилловичем мы впервые встретились в городе Черняховске (Калининградская область), когда он служил командиром танка, старшим сержантом. Это было в далеком начале шестидесятого года двадцатого столетия. Он был выдающимся спортсменом — мастером спорта по тяжелой атлетике, занимал первые места в спортивных соревнованиях Прибалтийского военного округа. Волею судеб ему не удалось поступить в мединститут и он окончил фельдшерское училище, но призываясь в армию, он намеренно скрыл это, чтобы не отсиживаться в «теплом» местечке, служа армии. Его лозунг — быть на передовой! Его мечта — окончить институт и стать хирургом осуществилась после окончания военной службы.

Второй раз мы встретились с Анатолием Кирилловичем в городе Калининграде в 1968 году на Всероссийской конференции хирургов «Актуальные вопросы хирургии желчных путей», где он выступил с докладом из города Тюмени. Он, будучи студентом старших курсов Мединститута, начал оперировать и заниматься экспериментальной научной хирургией. Он впервые разработал и успешно осуществил пересадку печени. Я благодарен за то, что он первый, кто оценил фитотерапию в хирургии.

Слава Богу! Он устроил мне третью встречу с Анатолием Кирилловичем в Центральной районной больнице города Ногинска. В 1979 году Борис Александрович Миронов попросил меня проконсультировать его жену, и я впервые за 10 лет оказался в кабинете заведующего хирургического отделения и главного хирурга района Анатоля Кирилловича Дубровского. Я представился и попросил разрешения проконсультировать больную с механической желтухой. Анатолий Кириллович сказал: «Пожалуйста, я планирую ее оперировать, но предварительно хочу провести гемосорбцию для снятия интоксикации». Я ответил: - «Да, я читал Вашу статью в журнале «Клиническая медицина», но никогда не видел прибора». «Пожалуйста, посмотрите, это мое изобретение». Дубровский показал на систему стеклянных цилиндров, заполненных темным порошком и соединенных тефлоновыми прозрачными трубками. На стене, возле прибора, в тонкой застекленной рамочке, висело свидетельство об изобретении с большой красной печатью. Миронову я обнаружил в ужасном состоянии. Шафраново-желтая, вся в расчесах, она обреченно смотрела на меня и тихим глухим голосом ответила на мое приветствие: «Здравствуйте, Карп Абрамович, помогите мне, погибаю. Напрасно мучали меня, возили в инфекцию, держали пять дней и только теперь отправили сюда, а мне ни хуже, ни лучше». «Разрешите, я Вас обследую»...Печень была твердой, как камень. Я понял, что медицина здесь бессильна, но сказал в утешение: - «Вы попали в очень хорошие руки. Анатолий Кириллович проведет гемосорбцию, а затем операцию и Вы постепенно начнете поправляться. С сегодняшнего дня начинайте пить настой из сбора трав». У Мироновой заискрилась надежда в глазах. Действительно после гемосорбции наступило значительное улучшение: уменьшилась желтуха, слабость, исчез мучительный зуд, появился аппетит. Операция наложения соустьев между желчным пузырем, приводящей и отводящей петлями тощей кишки, прошла без осложнений. Через семь дней после операции желтуха полностью прошла. Миронова прожила без боли, без наркотиков и без изнурительной диспепсии...

В 1981 году Анатолий Кириллович организовал и блестяще провел в городе Ногинске Всесоюзную конференцию по испытаниям лекарственных веществ.

В 1982 году он был назначен заведующим хирургического отделения больницы в городе Черноголовке. Анатолий Кириллович, не задумываясь, принял к себе в помощники меня, как фитотерапевта, и Ивана Никифоровича Адамова, смелого хирурга-эндоскописта, новатора, изобретателя. Началась кипучая деятельность по спасению черноголовцев от острых, смертельно опасных и хронических «неизлечимых» болезней. Это требовало творческого подхода во врачевании и использования новейших технологий, разработанных в академических институтах. Анатолий Кириллович Дубровский, Иван Никифорович Адамов и я задались целью создать в Черноголовке «Печеночный центр», который в последующем перерос в «Гастроэнтерологический центр медобъединения Академии Наук СССР», затем России. Нас сразу же во всем поддержал начальник медобъединения профессор В.Н. Захаров. На конференции в Центральной клинической больнице Академии наук Анатолий Кириллович красочно описал блестящие перспективы Центра. И Центр развернул свою работу. Анатолий Кириллович подобрал талантливых операционных и перевязочных медсестер, которые до сих пор работают в больнице и в поликлинике. Разработка и применение контактного, внутривенного и экстракорпорального лазера с кислородным обогащением, крови с элоксо, наряду с гемосорбцией перед операцией и после операции значительно улучшили результаты хирургического лечения. Анатолий Кириллович и возглавляемый им Центр быстро приобрел широкую известность в СССР и за рубежом. Он был одним из руководителей Международной Народной Ассоциации «Лазер в медицине». В Черноголовке вскоре Анатолий Кириллович защитил диссертацию доктора Медицинских наук, а в 2002 году избрался действительным членом, академиком Российской Академии Есстественных Наук. Великой заслугой Анатолия Кирилловича является то, что он внедрил в хирургию (пожалуй впервые в истории медицины) клиническую фитологию и фитотерапию. Это позволило избежать тяжелых операций, например, при механической желтухе, мигрирущем тромбофлебите печеночных вен и др. Анатолий Кириллович Дубровский организовал и провел на высоком научном уровне пять Научных конференций на тему «Лазер и фитотерапия», тем самым прославив Черноголовку, как Центр научной медицины. В нашей памяти, в памяти тех, кто знал и работал с Анатолием Кирилловичем Дубровским, он останется всегда как вдумчивый, веселый, общительный, заботливый, творчески одаренный человек!